Главная »  События » Йога-тур 2013, моими глазами…

Йога-тур 2013, моими глазами…

Первое, что сразу хочется сказать в качестве своего впечатления – это то, что я обязательно вернусь. Ни одно место еще не оставляло во мне такого чувства. Как только мы вышли из стен аэропорта, возникло ощущение, что я дома, после длительных странствий, такое всепоглощающее чувство покоя и нежности.

Первые три дня мы базировались в Кочине и акклиматизировались. Не смотря на то, что в этот период мы вместо спин и ног растягивали желудки обалденной едой и напитками, йога-тур для меня начался сразу, но об этом чуть позже. Пару слов в оправдание нашего чревоугодия: еда у них вкуснейшая и всегда свежеприготовленная, для современного западного человека, думаю, это была бы та его проблемка, поскольку приготовление занимает уйму времени, но в отпуске за минутами особо не следишь, поэтому мы расслаблялись и наслаждались текущим моментом.

В первый же вечер мы пошли смотреть национальное представление – танец Катхакали. Основным элементом этого представления является постановка эпизода одного из исторических трудов Индии. Нам посчастливилось наблюдать частичку Махарабхараты. История была о том, как Бхима (один из братьев Пандавов) убил Кичаку за то, что тот обижал его жену. Кстати, танец этот могут исполнять только мужчины. Интересно, исполнение женской роли вызывает какие-то особые переживания у мужчин, может, они тянут жребий, кому достанется женская роль? А может и дерутся за нее… В любом случае, качество исполнения всех ролей достойное, на мой взгляд. Еще задалась, но уже позже, вопросом: по истории у пятерых братьев Пандавов была одна жена, среди культур других стран такого не встречала, многоженство – да, но многомужество, в чем подоплека такого союза? И является ли это исключением, или, может быть, такого было правило? А может, это какая-то метафора, многие исторические труды носят иносказательный характер? …не знаю.

Следующие два дня мы путешествовали: плавали по backwaters (пресноводные каналы) на лодке и ездили в заповедник Athirappily к водопаду. На лодке мы плавали около шести часов, а может и больше… Пока плавали видела рисовые поля, деревни, отдельные домики, в которых тоже живут люди, а еще представителей любопытнейшей профессии: пастухов уток! Как утки их слушаются, ума не приложу… Мы беседовали, медитировали, спали (особенно я), ели блюда южноиндийской кухни, больше всего удивил десерт, который нам приготовили: это были макароны. На водопадах мы видели обезьян, у них забавные прически. Кормить их строго запрещается и вообще лучше с ними не общаться – больно вредные. Еще там было много местных, они очень любят фотографироваться, и между прочим очень фотогеничны, и глаза добрые. Я никогда раньше не видела больших водопадов, но мощь и движение воды создает какую-то особенную атмосферу, этот шум падающей воды задевает каждую клеточку организма и играет свою мелодию. Попотев на палящем солнце, послушав водопад, пофотографировавшись (разумеется), пошли пить и есть кокосы. Классная штука: у молодого зеленого (обязательного зеленого!) кокоса срубают макушку и вставляют трубочку и так можно пить свежее, так сказать парное, кокосовое молоко, после сам орех разрубают и вырезают мякоть, у молодого кокоса это действительно мякоть. Потом поехали в другую часть заповедника, так было много тенистых мест и можно было выйти к воде, так что мы немного прохладились. После поехали назад в Кочин.

На четвертый день рано утром мы отправились в Ашрам «Arsha Yoga» на пляж Гаятри. Я, конечно, уже стала замечать эту особенность расселения местных раньше, но в этом пути, она утвердилась для меня окончательно: границы городов просто стерты, они не различимы из-за того, что непрерывно вдоль дорог есть какие-либо поселения или просто магазины.

Остановлюсь немного на описании Ашрама. Вся территория Ашрама небольшая, на ней расположилось основное помещение: двухэтажный дом, один одноэтажный дом и три беседки, две из которых были оборудованы спальными местами для расселения приезжих. В двухэтажном доме проходили занятия, прием и приготовления пищи, и в нем также были спальни. Когда мы туда приехали нас встретили Харилал, хозяин Ашрама, его жена Мира, новорожденная дочурка Гаятри, и Прадипа. Согласно расписанию у нас день начинался с медитации и пранаям, после следовало чаепитие, асана-класс, завтрак, лекции, время для самостоятельных практик, ужин и сатсанг. В расписании также выделено время для карма-йоги, однако, учитывая, что у каждого она была своя и проходила в разное время суток, вместо карма-йоги мы чаще всего делали море-йогу (купались в море).

Сразу хочу сказать, что по расписанию у нас прошел, наверное 1 или 2 дня )). Каждый день в Ашраме был особенным. В первое утро у нас была Хома, посвященная Ганеши. Добрый Брахмачарин просил за нас Ганешу, чтобы наше пребывание в Ашраме прошло хорошо, так и все и получилось. Единственное, что мы не предусмотрели – это то, что на все церемонии и при посещении храмов нужно одевать новую одежду (или хотя бы чистую). Сперва я очень переживала, поскольку даже свежекупленные штаны успела поносить… Но потом решила, что это скорее просто дань уважения, а не необходимый атрибут, поэтому одела все самое чистое, что было на то момент и забила свою голову только хорошими мыслями.

В другие дни мы катались на лодке, ездили в храм Кришны, подвергались аюрведическому массажу, купались, видели морскую собаку, читали и проч. В один день к нас приходил Свами Хариомананда и беседовал с нами, отвечал на наши вопросы и порождал где-то внутри новые. Нам очень повезло застать его в городе, поскольку большую часть времени он проводит в горах. На выходные в Ашрам приезжали ученики Харилала. В субботний вечер у нас был совместный сатсанг и один из его учеников ну уж очень красиво пел, и мы попросили его научить нас его песне. На следующий день состоялся урок музыки. Бедолаге пришлось изрядно пострадать от наших музыкальных способностей, но по итогу, мне кажется, мы неплохо справились. В последний вечер к нам приезжал врач-аюрвед, прочитал нам вводную лекцию об основах аюрведы и уделили каждому немного времени. К сожаления, времени действительно было немного, но несмотря на это, доктор сумел мне диагностировать по пульс мои проблемы, о которых я ему не сказала, считая их некритическими.

В индуизме есть такое правило, что людей веры отличной от индуизма в храмы не пускают, но бывают исключения и нам очень повезло попасть в храм Кришны. Насколько  могу судить по увиденному, на территории  храма кроме основного располагается еще минимум один храм другого божества, так в храме Кришны, в который мы ездили, был еще один довольно большой храм неизвестной мне богини и маленький храм Кали. В храме Кришны нам довелось наблюдать утреннюю церемонию, после мы немного погуляли по территории, подошли к храму Кали, мне очень запомнился ее образ: само воплощение ярости, как победившую демонов ее изображают с их головами, но что поразило больше всего, что это были человеческие головы. После, кто желал, мог заказать молитву на исполнение желания. И насколько я видела, все, кто это делал, делал от чистого сердца. Это был один из наиболее трогательных моментов за всю поездку. Даже сейчас, пока пишу и вспоминаю этот момент, всплывают эти чувства…

По окончании пребывания в Ашраме для нас снова заказали церемонию. Это была Пуджа, посвященная Божественной Матери.

После Пуджи еще долго не хотелось ложится спать, я сидела на крыше дома, в котором мы жили, смотрела на звезды, силилась осознать все пережитое и найденное за неделю, проведенную в Ашраме. Сейчас, работая, над этой маленькой историей, я вспоминаю тот воздух, который был в тот вечер на крыше, это волшебное море… оно наполняет умиротворением даже сейчас.

На следующее утро состоялось наше заключительное занятие по медитации и пранаямам. Попив, согласно предустановленному графику, чаю, мы отправились в последний пункт нашего пребывания – в Варкалу. Варкала – это туристический город, точнее, город как город, но в нем есть район вдоль побережья, который является одним из популярнейших индийских курортов. Уезжая из Ашрама, я думала, что самое интересное уже пройдено и осталось валяться на пляже и закупаться сувенирами… ох, как же я заблуждалась… В Варкале помимо пляжей, находится также Ашрам Свами Говинданады, которые является духовным наставником наших преподавателей и гидов Наташи и Шрикумара. Некоторые из нас хотели получить духовное имя, и мы направились в Ашрам, чтобы узнать побольше об этой церемонии от Свамиджи. Как оказалось, мы приехали в момент благоприятный для проведения не только церемонии присвоения духовного имени, но и инициации в мантру. В Ашраме в то время проходил курс для учителей йоги, и когда мы приехали была как раз середина курса и вечером проводился сатсанг и Пуджа, посвященная Вишну. На Пудже присутствовало сразу три Свами, много учеников, да и других, думаю, духовных людей… в общем это было нечто космическое, пока распевали баджаны, окружающее пространство просто пульсировало энергией. Несмотря на то, что мы были гостями там, мы смогли принять непосредственное участие в церемонии и после поели очень вкусный прасад )). На следующий день в Ашраме для учеников была запланирована церемония инициации в мантру, в которой нам тоже позволили принять участие (инициация в мантру и/или получение духовного имени – дело добровольное, на это идут, только те, кто чувствует в этом потребность). В тот же день ближе к вечеру нам посчастливилось побывать в храме Вишну, которому 2 000 лет! Этот храм был больше, чем храм Кришны, в котором мы уже были, тут кроме храма Вишну, был еще храм Шивы, Ганеши, Лакшми и еще чей-то. Стены основного храма черного цвета и по периметру множество подсвечников, думаю, когда их зажигают – это невероятное зрелище. Перед тем, как нас пустили в храм, на пришлось немного подождать, и мы решили прогуляться к набережной. Место, к которому мы вышли, было местом проведения ритуалов прощания с умершими: здесь священники помогали родными умерших проститься и развеять прах в соответствии с законами их вероисповедания. Может, будет не очень уместно сказать, что нам снова повезло, но прямо на наших глазах состоялся такой ритуал. После мы отправились в храм.

В оставшееся время мы купались, загорали, занимались йогой, гуляли, искали фотоаппарат, который, увы, потеряли, но если видеть в этом знак, что суждено вернуться, то можно даже порадоваться утрате, пили свежевыжатые соки и ласси, даже не пили, а упивались)), бродили по магазинчикам. Уезжать нам надо было вечером, около десяти, поэтому мы решили сходить на еще один сатсанг в Аншрам к Свамиджи. Когда мы пришли, оказалось, что там не просто вечерняя медитации и распевание баджан, а там еще ко всему прочему был вечер талантов, мы успели посмотреть выступления тройки человек, было весело.

Настало время расставания… Домой, разумеется, не хотелось, уезжая, я точно решила, что еще вернусь, поэтому грусти или печали не было. К тому же лучше ведь радоваться тому, что было, чем расстраиваться, что это уходит :).

Путешествие было полно сюрпризов и открытий, не скажу, что эта поездка изменила моею жизнь… нет J но укрепила точно, что-то для себя переосмыслила, что-то наконец поняла, что-то узнала… а еще для меня Индия – это место, где сбываются желания.

Спасибо Наташе и Шрикумару, за то, что показали нам Индию.

Спасибо Индии за то, что приняла нас.

….и спасибо космосу, что строит наши пути так, как они строятся….

 

Александра Заливская, участница йога-тура 2013.